«Города-призраки. Несостоявшиеся проекты»

Старые фото, легенды города
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 08:55
Откуда: Барнаул, Алтайский край

«Города-призраки. Несостоявшиеся проекты»

Сообщение Admin » 05 июн 2015, 15:06

«С некоторых пор я принялся собирать сведения об исчезнувших городах Алтая. И оказалось, что в разные эпохи здесь осуществлялись попытки создать около сорока (!) относительно крупных населенных пунктов, которые по разным причинам так и не появились на географической карте страны, либо, появившись, были покинуты людьми, или сменили статус», - пишет Анатолий Муравлев.

КАМАЗ – НЕ У НАС

Из книги Анатолия Муравлева «Города-призраки. Несостоявшиеся проекты»

Среди крупнейших неосуществленных проектов я обязан упомянуть Каменский автомобильный завод по производству большегрузных автомобилей – КамАЗ. В конце 1960 годов в Советском Союзе не хватало мощных автомобилей с грузоподъемностью от восьми до двадцати тонн.

Увы, его полный тезка – предприятие с созвучным названием КамАЗ – Камский автомобильный завод был построен в Татарии, в Набережных Челнах. Хотя вариант в Камне-на-Оби казался экспертам Госплана СССР не менее предпочтительным: здесь имеются железная дорога, река и людские ресурсы. Проект строительства автомобильного завода в Камне-на-Оби нашел отражение в представленном в 1968 году в ЦК КПСС и в Госплан СССР широкомасштабном проекте «О развитии производительных сил Алтайского края».

Мне рассказывал бывший первый секретарь Каменского горкома партии Евгений Парфенов, что на Алтай в конце 1960 годов приезжала большая комиссия, которая поддержала проект размещения завода на оби. Эксперты оценили наш регион как предпочтительный, так как здесь имелось все необходимое: большая свободная площадь на правом берегу Оби для строительства завода и города при нем, сама река, железная дорога.

Соответствующие поправки даже были внесены в генеральный план развития Камня-на-Оби. В нем черным по белому написано, что с размещением в городе завода по производству грузовиков КамАЗ, его население превысит 300 тысяч человек. Однако сейчас в в Камне живет 50 тысяч человек. И, по подсчетам специалистов, в ближайшие 25 лет этот рубеж преодолеть не получится.

А в период с 1967 по 1969 годы в СССР были проведены изыскательные работы по выбору стройплощадки под будущий автомобильный гигант.

Рассматривалось 70 населенных пунктов. Из них окончательными кандидатами помимо Татарской АССР стали: Башкирская АССР и Западная Сибирь. Причем видные на тот момент специалисты больше склонялись к последнему варианту. А именно – Западная Сибирь, основной завод в городе Камне-на-Оби. Также рассматривается и Красноярский край. Другим серьезным конкурентом мог стать город Тольятти, в котором виделся «советский Детройт» с гигантскими комплексами по производству легковых и грузовых автомобилей. Решался вопрос: быть заводу на Каме или на Оби?

По поручению Президиума Совета министров СССР от 4 сентября 1968 года № 27 министр автомобильной промышленности страны Александр Тарасов (кстати, в 1949-1951 года- - директор Алтайского тракторного завода) внес предложение – строить завод в Набережных Челнах. Там, по сравнению с Сибирью, выигрыш в сроках проектирования и строительства на один-два года. В связи с более ранним пуском потенциальный экономический эффект исчислялся в 405 миллиардов рублей. Также министр отметил значительный избыток рабочей силы в Татарии. В этом регионе накануне возвели Нижнекамскую гидроэлектростанцию мощностью 1248 тысяч киловатт, тысячи пар рабочих рук можно было занять на новой стройке. Да и всю инфраструктуру, включая заводы-смежники, в европейской части страны размещать было проще.

Окончательную «жирную» точку в этом вопросе поставили 14 августа 1969 года, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о строительстве автокомплекса в городе Набережные Челны Татарской АССР.

Строительство КамАЗа началось в 1970 году. А уже в 1976 году, аккурат к открытию очередного съезда партии, с конвейера в Набережных Челнах сошел первый большегрузный грузовик.

По словам Евгения Парфенова, в Камне-на-Оби не раз пытались «посадить» крупные промышленные предприятия.

К примеру, во времена функционирования Алтайского совнархоза заместитель его председателя Степан Стреляев приезжал в Камень решать вопрос о строительстве крупного сахарного завода. Выбрали пустую площадку на северной окраине города. Начали строить железнодорожный тупик, заложили фундамент предприятия. Но Совнархоз разогнали, стройка не состоялась. Правда, позднее в этом месте построили Каменскую птицефабрику.

По воспоминаниям Евгения Ерофеевича, однажды в город приехали руководители промышленного крайкома и крайиспокома Михаил Васильев и Михаил Андрианов. Они выбрали площадку для крупного химкомбината. Но когда сказали, что водосброс будет такой, что вниз по течению Оби на 20 километров вода даже для скота станет опасной – предложение зависло. В вскоре краевые сельские и промышленные власти объединили, и о химкомбинате в камне больше не вспоминали.

Рассматривались вопросы о строительстве в городе: группы механических заводов – ушли в Красноярский край; ликероводочного завода – умер начальник краевой пищевки, проект закрыли; были отведены площадки под строительство Каменского судоремонтного завода и предприятия по изготовлению оборудования для птицефабрик – кроме насыпи для железнодорожного тупика ничего не успели сделать. Однако в адрес несуществующей дирекции заводов еще какое-то время направлялась корреспонденция.

Камень-на-Оби был «невестой на выданье». Как шутил тогдашний первый секретарь крайкома Николай Аксенов: «сватов много, но наверное, так и останется в «старых девах».

Вернуться в «Старый город»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей