Городу Камень-на-Оби 100 лет!

Старые фото, легенды города
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 363
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 08:55
Откуда: Барнаул, Алтайский край

Городу Камень-на-Оби 100 лет!

Сообщение Admin » 05 июн 2015, 11:32

Каждое поколение каменцев вносило свою лепту в дело развития и благоустройства города. Посмотрим на один строительный эпизод Камня-на-Оби, который показывает, что к строителям всегда предъявлялись высокие требования по качеству производимой работы. Документ, найденный в архиве, тем более ценен, что относится к 1929 году. В нём сообщалось: «Потребсоюз начал делать спуск по Пушкина к Оби с множеством ступенек. Отдел коммунального хозяйства потребовал заменить его на гладкий, без ступенек». Заведующим Горкомхозом тогда был Сабельников, а заведовал городским благоустройством Тумбак.

Вполне понятно, что гладкий, крутой спуск к Оби зимой неизбежно превращается в опасную горку. Поэтому свой взгляд на благоустройство спуска к пристани нашим коммунальщикам пришлось со временем изменить.

Из приведённого выше документа видно, что в городе долгое время не было своей строительной организации. Этот вопрос удалось решить при поддержке краевых властей лишь в мае 1965 года. «Прорабский участок горисполкома преобразован в ремонтно-строительное управление с набором работ на год в 850 тысяч рублей. Сразу же получили технику». (Строитель коммунизма. 18. 05. 1965 г. )

Живёт в нашем городе замечательный человек Артамонов Николай Евстафьевич. Много лет своего труда он отдал Каменскому автотранспортному предприятию. Возглавлял в нём и партийную, и профсоюзную организации. А потом ещё более десятка лет руководил ветеранской организацией. Его имя, несомненно, вписано в историю пассажирских перевозок. В своей летописи развития АТП Николай Евстафьевич написал: «Прародительницей Каменского АТП была Каменская авторота, которая в 1956 году была принята в состав Каменской автотранспортной конторы, а контора была переименована в Каменское автотранспортное предприятие. И лишь 22 декабря 1980 года автопредприятие было переименовано в Каменское пассажирское автотранспортное предприятие… В 1956 году автопредприятие получило первые три автобуса ПАЗ-651, вместимостью каждый по 18 человек и 11 автомашин-грузотакси. В 1956 году был открыт в городе Камне первый городской маршрут по ул. Ленина – ХХ годовщины Октября (ул. Громова), данный маршрут начинался от птицекомбината (угол улицы Ленина и ул. Северной)».

Архивная и газетная информации как бы расширяют хронологические рамки по вопросу транспортных перевозок пассажиров. Вот о чём написала, например, в конце 20-х годов одна из городских газет: «По округу будут ходить автобусы. Почтой выписано два автобуса для перевозки почты и пассажиров, которые будут ходить по линии: Камень – Панкрушиха – Петропавловское и Камень – Баево – Завьялово. Каждый автобус имеет 8 мест. Стоимость проезда в первое время 10 копеек с километра. При полной нагрузке цена будет понижена до 6 копеек. Движение начнётся с 1 августа». (О первом автобусе. Наша деревня. 1. 08. 1929 г.)

О перевозке пассажиров в годы Великой Отечественной войны в Камне-на-Оби говорить не приходится. Однако поведаю о том, что рассказала мне восьмидесятилетняя ветеран педагогического труда Воронина (Каштанова) Маргарита Сергеевна. «Во время войны из нашего Молпрома ходила машина, перевозила молокопродукты. Один раз меня посадили в неё доехать из Камня-на-Оби в совхоз № 51 (Луговое). Двигатель у машины был паровой. Котёл отапливался бакулочками (дровами). Меня довезли до самого луговского маслозавода».

С окончанием войны жизнь быстро стала налаживаться, и вновь встал вопрос о перевозке пассажиров. Так, в 1954 году вновь появилась публикация на эту тему: «В первых числах июля в Камне начинает свою работу отделение Барнаульской автотранспортной конторы. Отделение будет иметь в своём распоряжении три пассажирских автобуса, предназначенных для перевозки жителей города…».

Особенностью нашего города являются кривые, узкие улицы, доставшиеся нам от сельского периода, а так же - не всегда проезжее состояние дорог. Не случайно же в своих воспоминаниях первый городской голова Павел Кочнев назвал Камень – «Буксиловой». Возможно, это слово ассоциировалось у него со словом «буксовать», с трудом проезжать на телеге даже в центре города.

Подтверждающим фактом сказанному может быть и такая газетная фраза: «Вследствие исключительной грязи на улицах, демонстрации в городе не будет. Вместо демонстрации 1 мая будут проходить кустовые собрания…».

Все предвоенные годы велась постоянная водоотводная работа, строились мосты, мостики и деревянные тротуары, подсыпался грунт и гравий на проезжую часть. А по улицам Ленина, Первомайской и Комсомольской выкладывали мостовую из бутового камня.

Но индустриализация вновь осложнила проблему проезда. Тяжёлые тракторы выворачивали булыжник и разрушали мостовую. Поэтому в 1935 году появился такой «грозный» приказ Горсовета и Горкомхоза: «Запретить езду по мостовой на тракторах всех систем. Как нагружённых, так и не нагружённых…».

Да что там непроезжие дороги!? Зато каменцы располагали невероятными возможностями путешествовать по величавой Оби! Во время «пароходной революции» можно было прочитать такую заметку: «На линии Томск – Бийск в нынешнем году будут ходить 7 товарно-пассажирских пароходов: «Коммунист», «Пролетарий», «Тихонов», «Дзержинский», «Киров» и два новых парохода «Комсомолец» и «Хохряков».

А на крылатом корабле, романтической «Ракете», до Барнаула или Новосибирска можно было домчаться из Камня-на-Оби всего за 4,5 часа. (Строитель коммунизма. 20. 05. 1965 г.) Эта же газета в начале января 1965 года сообщала об удобствах пользования другим видом транспорта: «Вы можете улететь из аэропорта Камень (ежедневно) в Барнаул, в Новосибирск, Панкрушиху, Хабары и Славгород».

Работа школ и учебных заведений всегда была в центре внимания общества, так как качество подготовки молодёжи к жизни и труду определяло его будущее. С каким бы пристрастием ни вглядывались мы в каменское прошлое, всё равно увидим заботу старшего поколения об обучении молодёжи и школьном строительстве. Странички истории рассказывают, например, нам о том, что ещё в дореволюционный период купцы П. В. Суворов, А. И. Винокуров, В. А. Горохов и другие вносили крупные денежные суммы на строительство школ и училищ. Вот цитата одного из воспоминаний: «В 1914 году на его деньги (Павла Васильевича Суворова) было построено новое двухэтажное здание гимназии и Народный дом, сейчас бы сказали Дом народного творчества».

«В начале ХХ века, - утверждает Галина Петрова, - в Камне появилось несколько учебных заведений: смешанная гимназия, 2-классное училище, церковно-приходская школа, школа грамоты». По тем временам иметь в селе такой перечень заведений было совсем неплохо.

Вызывает глубокое уважение объявление, напечатанное в «Каменской правде» отделом народного образования в 1920 году. «Настоящим доводится до сведения всех желающих обучаться грамоте, что в г. Камне с 23 февраля открывается пять школ взрослых:

•При школе 2-й ступени (бывшая гимназия).

•Толстовское училище (на старом кладбище).

•Учительской семинарии (Саратовская улица № 52).

•Некрасовское училище (возле старой церкви).

•При 5-м Городском Советском училище. Зав. отделом Народного образования Бобровский И.».

(Объявление. Каменская правда. 13. 02. 1920 г.)

При этом надо отметить, что за обучение взрослых в школах грамоты, а затем и на курсах «ликбеза» никакой платы не брали.

Читателям интересно будет узнать и о том, что среди образовательных школ в Камне-на-Оби работала и Татарская школа. Казалось бы, какое отношение к нашему городу может иметь не украинская, не немецкая, и не белорусская, а – Татарская школа? Чтобы объяснить это обстоятельство, надо коснуться истории заселения Сибири. Ведь аборигенное население и кочевавшие тут племена относились не к русским и украинцам, переселившимся сюда лишь в ХVIII-ХХ вв.

Великий исследователь Герард Миллер писал в своё время так: «Главнейшим народом Сибири являются татары, которые живут в южных местностях по рекам Тоболу, Иртышу, Оби, Томи и Енисею…» (Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. М. 1999, с. 166.) Многие племена тюркского происхождения носили общее собирательное название «татары».

Газета «Наша деревня» от 31 января 1929 года сообщала, что «в городе имеется 433 человека татар». На самом деле их было, конечно, больше. Потомки телеутов, орчаков, томских, барабинских татар, чаты, еуштинцы и другие племена не могли быть ассимилированы доминирующим по численности русскоязычным населением в одночасье. Поэтому они ещё долго сохраняли и свой язык, и культуру, и религию. Надо заметить, что у Каменской Татарской школы было и другое название, возможно, более правильное – «Мусульманская школа».

Она была открыта при мусульманском (магометанском) молитвенном доме в 1923 году на пересечении улиц Пушкина и Николаевской (Колесникова). Мусульманское общество магометан разработало в те годы красивейший проект минарета и городская власть вначале одобрительно отнеслась к намерениям возведения его над молитвенным домом. Но этим планам не суждено было сбыться. Как и православные храмы, магометане города получили смертельный атеистический удар от господствующей коммунистической идеологии.
Иван КАДНИЧАНСКИЙ, краевед. Газета "Каменские ИЗВЕСТИЯ"

Вернуться в «Старый город»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей