Алтай
Барнаул
Подать объявление
Виктор Исаев

Виктор Александрович Исаев

9 марта, 2011, просмотров - 1289

Качество строительства на Алтае: вчера и сегодня

Качество строительства на Алтае: вчера и сегодня.

 

Виктор Александрович Исаев– строитель с большим стажем. Около 40 лет он проработал в Барнауле, руководил строительством таких объектов, которые стали лицом краевой столицы: Дворец спорта, Телецентр, главный корпус Политехнического института, гостиница Сибирь. Десятки детских садов и школ, первый панельный дом в городе и множество жилых домов создавались при непосредственном участии этого человека. Несколько десятилетий уже стоят эти здания, демонстрируя свою надежность и качество. Сейчас он находится на заслуженном отдыхе, но, тем не менее, внимательно следит за изменениями, которые происходят в так хорошо знакомой ему отрасли.

Сегодня он рассказывает о том, из чего складывалось качественное строительство на Алтае, и с какими проблемами сталкивается теперь.

 

- Виктор Александрович, расскажите, что выступало гарантом качества строительства в советские годы?

- Как это ни странно звучит, но основным рычагом контроля над качеством были деньги. И регулировал этот вопрос – заказчик, в те времена он был  один – государство. Именно оно следило за всем происходившим в стране строительством и та система контроля, что была им создана, работала безотказно.

На мой взгляд, сейчас к вопросам качества наше государство относится совсем иначе. И не только  в строительной отрасли, это общая тенденция. Сегодня можно отравиться продуктами, купленными в магазине, по несколько раз в год сдавать новенький отечественный телевизор в ремонт и производить капитальные доработки в приобретенном только что построенном жилье. Похоже, в нашей стране просто перестали следить за качеством. А раньше это было основным критерием, от которого напрямую зависело благосостояние каждого.

Руководило отраслью Министерство строительства СССР. Именно оно следило за  качеством, используя многоуровневую систему контроля.

Во-первых, применялась эффективная система административных мер и взысканий для руководителей.  В нашем городе за это отвечал ГАСК – государственный аттестационный строительный контроль. Сотрудники ГАСКа появлялись без предупреждения на любом строящемся объекте. Если обнаруживались нарушения, то застройщика наказывали, находили виновных и понижали в должности. Компромиссов в этих взыскательных мерах не было. Ведь если ты не справляешься со своими обязанностями на этом месте, значит, не должен его занимать. Раз мастер – следи за своим участком, виноват – пеняй на себя. И это вопрос не столько престижа, сколько серьезных денег. С виноватых также могли взыскать материальный ущерб, а за серьезные нарушения, случалось, и тюремные сроки давали. Государство никогда не оставалось в стороне, потому что не желало тратить деньги на брак и платило только за качество.

Во-вторых, контроль осуществлялся на всех этапах строительства, ведь брак мог быть заложен уже в проектной документации. При каждой строительной организации находилась своя лаборатория, которая проводила проверку строительных материалов. Если они не соответствовали требованиям и не отвечали нормативным стандартам, то весь завоз возвращался заводу-изготовителю с претензией. Естественно, что при этом с него снимались выделенные на эти цели средства и налагались штрафные санкции. А застройщик уже обращался к другому производителю. Поставлять брак было просто невыгодным занятием.

Поэтапная сдача объекта тоже давала свои результаты. Без тщательно проведенных исследований грунта не начинали рыть котлован, закладка фундамента производилась только после проверки всех составляющих бетонного раствора, а отделочники приступали к работе лишь тогда, когда принята и проверена кирпичная кладка. Это позволяло легко фиксировать и вовремя устранять возможные отклонения от нормы, адресно применяя при этом административные меры воздействия. К примеру, если по акту зафиксирована неровная кирпичная кладка, то высчитывались затраты, которые понесут отделочники, устраняя этот дефект, и списывали эту сумму ни их счет с недобросовестных исполнителей. Все и везде решали деньги.

Есть еще один немаловажный момент: обучение кадров. Престиж отрасли составляют хорошо обученные и практикующие специалисты. На сегодняшний день мы видим, что строительством чаще всего занимаются люди неподготовленные, охотники за заработком из ближайших регионов и стран. Они не знают основ профессии и, в лучшем случае, овладевают строительными навыками на практике. О каком качестве тут может идти речь?! В советское время, все рабочие проходили обучение, время от времени направлялись на стажировку и переподготовку. Руководители всех звеньев периодически проходили аттестацию, по решению которой они могли быть понижены в должности либо даже уволены, если не сдавали нормативы.

Организация труда была построена таким образом, что каждый рабочий был заинтересован в качестве создаваемых объектов. Ведь если строительство оценивалось на «троечку», то рабочие получали всего 20% от установленной нормативом оплаты.  А если качество работы было оценено на высшем уровне, то строители к стандартной сумме получали еще 40% в виде премии. Такая аккордно-премиальная оплата труда была огромным стимулом к качественному строительству.

Кроме того, почти у каждого работника или бригады существовало личное клеймо. По нему всегда можно было определить, чья работа и к кому, в случае чего, применять взыскательные меры. За качество строительства отвечал абсолютно каждый рабочий. На этом и основывалась вся система контроля. А деньги выступали одновременно стимулом и средством воздействия. Сейчас при капиталистическом строе, они должны бы действовать еще более эффективно, однако мы наблюдаем обратное.

- Не хотите ли вы сказать, что дома, построенные в советское время, намного лучше и качественней тех, что создаются сейчас?

- Вовсе нет. К примеру, когда строились первые панельные дома, качество швов оставляло желать лучшего. Теперь же появились новые материалы, герметики, позволяющие панельным домам полностью сохранять тепло. То же самое можно сказать о навесных вентилируемых фасадах, улучшенной кровле и т.д. Новые современные технологии позволяют добиться прекрасных результатов, но иметь хорошие инструменты и работать ими хорошо – не одно и то же. Пожалуй, это и делает качество новостроек столь различным. Все зависит от совести застройщика.

Вспомните, кто у нас сейчас, в основном, выигрывает тендеры на строительство?  В нашей стране существует десятки и сотни строительных компаний, в отделе кадров которых кроме руководителей и охраны больше никого не числится. Их деятельность заключается в субподряде. Получая тендеры, они перепродают его другим организациям. Выявить ответственную сторону потом бывает достаточно проблематично. А без единой системы контроля практически невозможно ни найти, ни наказать виновных в нарушениях.

Мы часто встречаем в прессе упоминания о хороших застройщиках, но ведь есть наряду с ними и такие, которым вообще нельзя доверять строительство. И таких множество, считаю, что их тоже нужно афишировать. Более того, было бы неплохо создать своеобразный реестр так называемых «бракоделов». Если раз попал в этот список – будь начеку, потому что при повторном упоминании, можешь лишиться  допуска к осуществлению строительной деятельности. Тем, кто не заботится о качестве создаваемых объектов недвижимости, просто нельзя доверять строительство. Не думаю, что кто-то считает по-другому.

- Как же мы сейчас можем бороться за качество жилья, которое покупаем?

- Контроль над качеством всегда осуществляет заказчик. Если вы покупаете квартиру на этапе строительства, то именно от вас будет напрямую зависеть ее качество. В любом случае, отдавая свои деньги, вы вправе следить за тем, на что они будут потрачены. Если сами не в состоянии верно оценить качество объекта, следует обратиться к специалисту, ознакомленному с проектной документацией и строительными нормами. Платить за брак – значит развращать застройщика. Этим мы активно и занимаемся в последнее время.

На государственном уровне сейчас очень не хватает утвержденной схемы по взаимодействию подрядчика и заказчика. Выбрать цвет обоев заказчику позволено, а вот оказать влияние на качество их оклейки, возможности он не имеет. Это в корне неправильно. Оценивать качество должен тот, кто за него платит. Не нравится – не покупай, вот позиция нашего рынка, которая нам не позволяет добиться высоких результатов в качестве строительства.

Единый государственный контроль, тесное взаимодействие застройщика и заказчика, профессиональное обучение строителей всех должностей – вот столпы, без которых качественное строительство будет невозможно.

 

Беседу вела Катерина Сотникова «Недвижимость Алтай»

 

  распечатать

Добавить комментарий

Редакция не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в комментариях пользователей.

А также оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие действующее законодательство РФ, в том числе содержащие ненормативную лексику.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

 
 
 
Форум недвижимость Алтай
13 объявлений
Алгоритм на главной
Сибсоцбанк
Сбер в колонке справа
Rambler's Top100 HotLog top.ners.ru За информацию, содержащуюся в объявлениях и рекламных материалах, редакция ответственности не несет

Регистрация на realtai.ru

Введите email:
Введите пароль:
Подтвердите пароль:
   

Войти на realtai.ru

Введите логин/email:
Введите пароль:
    Забыли пароль?
Выберите город