
Текущее состояние рынка офисной недвижимости иначе как лихорадкой не назовешь. С одной стороны - рекордный ввод новых площадей, с другой – сильное падение спроса. Компании в погоне за экономией ищут офисы с низкими ставками и мелкой нарезкой, собственники пытаются зафиксировать убытки. Каждая из сторон хочет выжать максимум. У кого в нынешней ситуации больше шансов на победу, какие офисы будут востребованы в кризис, и что будет со ставками аренды, рассказывает Иван Татаринов, коммерческий директор компании Glincom (г. Москва).
- Иван, можно ли говорить о том, что кризис на рынке офисной недвижимости начался раньше, чем в других сегментах?
- Действительно, проанализировав примеры прошлых лет, мы заметили, что офисный сегмент всегда более чутко реагирует на кризис, чем сегмент торговых или складских помещений. Связано это в первую очередь с таким явлением как эластичность спроса. Покупатель ведет привычный образ жизни, приобретает привычные вещи еще спустя несколько месяцев после начала кризиса. Компании же это чувствуют гораздо острее и уже с первых дней начинают сокращать штат, уменьшать занимаемые площади.
- А если сравнивать в этом контексте жилую и офисную недвижимость?
- Жилая недвижимость в условиях кризиса чувствует себя гораздо комфортнее коммерческой, в частности офисной. При этом надо оговориться, что максимально просевшим на сегодняшний день является рынок аренды жилья в верхнем ценовом сегменте, спрос на котором в значительной степени обеспечивали экспаты, сотрудники иностранных компаний. До недавнего времени они могли позволить себе платить максимально высокие ставки. Но сегодня кто-то потерял работу, кто-то вернулся на родину, и рынок дорогого жилья сильно просел.
- Как вы считаете, можно ли решить ситуацию с пустующими бизнес-центрами? Ведь сейчас налицо перенасыщение рынка. Но арендодателям надо как-то привлекать в свои помещения арендаторов.
- Ситуацию можно рассматривать с двух сторон. Одна из них – максимально гибкая экономическая, финансовая политика по отношению к арендатору. Хотят этого собственники или нет, но им придется снижать ставки, особенно номинированные в долларах. Представлять максимально адаптированные под арендаторов помещения с ремонтом, предлагать каникулы на период переезда.
В то же время при снижении стоимости квадратного метра, особенно если речь идет о долларовой цене, повышается спрос со стороны инвесторов и покупателей. Неарендованные площади совсем необязательно сдавать, их можно продать. Всегда стандартно считалось, что из 100% предложения офисов 80% арендуется, а 20% покупается. Сейчас эта пропорция будет смещаться в сторону покупки именно по причине дешевеющего квадратного метра. Многие инвесторы поймут, что сейчас подходящее время для капиталовложений.
- Как сейчас ведут себя собственники пустующих помещений: удерживают арендаторов, снижают ставки? Насколько в целом в процентном отношении снизилась ставка?
- Безусловно, снижают. Ведь доля вакантных площадей растет. На сегодняшний день пустует более 25% А-класса и 12-13% В-класса. В отдельных случаях, где достаточно большой объем предложения, доля вакантных площадей доходит до 40%. Что делать собственникам, частично я уже ответил – быть гибче. Охотнее идти на диалог с арендатором, который уже находится на территории. В нынешней ситуации это самый эффективный способ. В большинстве случаев арендодателю финансово более выгодно дать дисконт текущему арендатору и сохранить поток, нежели расторгнуть договор и экспонировать помещение несколько месяцев, не получая ничего.
- Как повлияли санкции на рынок коммерческой недвижимости? Правда ли, что западные компании стали массово закрывать офисы в России?
- Так и есть. Западные компании либо закрывают, либо существенно сокращают объем занимаемых помещений. Это закономерно: бизнес сужается, больше нет таких потребностей в аренде офисного пространства, как прежде. Помимо западных компаний к той же категории можно причислить российские предприятия, чей бизнес связан с импортом товаров и услуг из-за рубежа, закупочная цена которых номинирована в долларах или евро. Они, по сути, получили столь же серьезный ущерб – как в связи с санкциями, так и с ослаблением нацвалюты.
- Чего в целом ждать от рынка коммерческой недвижимости в 2015 году?
- Этот год будет очень непростым. Если говорить про офисный сегмент, то, думаю, основная динамика будет связана с переездом компаний из одних бизнес-центров в другие - из более дорогих в те, что подешевле, из А-класса в В-класс, из В+ в В-. Будут меняться метражи. Здесь предвидится основной объем сделок. Кроме этого, мы, безусловно, увидим больше стрессовых ситуаций, когда кредитная нагрузка, возможно, заставит владельцев продавать недвижимость с дисконтом. И в целом понижение стоимости, номинированной в долларах, будет стимулировать спрос. Пока инвестор сидит и ждет, когда же наступит дно. Тогда в какой-то момент он примет решение конвертировать свои долларовые сбережения в квадратный метр.
Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:






Барнаул
Белокуриха
Бийск
Заринск
Змеиногорск
Камень-на-Оби
Новоалтайск
Рубцовск
Славгород
Яровое
Горный Алтай
Алтайский
Баевский
Бийский
Благовещенский
Бурлинский
Быстроистокский
Волчихинский
Егорьевский
Ельцовский
Завьяловский
Залесовский
Заринский
Змеиногорский
Зональный
Калманский
Каменский
Ключевский
Косихинский
Красногорский
Добавить комментарий