Алтай
Барнаул
Подать объявление
3 августа 2010 в 02:01
в новостях

Барнаульская архитектура – экскурс в прошлое.

Горнозаводской период. Барнаул, как и любой город, уникален и прекрасен по своей природе. Каждое новое здание несет в себе частичку истории, культуры и со временем становится памятником ушедшей эпохе. Наш город начал свою историю три века назад, в далеких 1730 годах. И на его улицах сохранилось множество напоминаний о тех прекрасных и сложных столетиях, которые он пережил. Нужно только научиться их правильно считывать. Барнаул с самого своего основания застраивался по единому «регулярному» плану: параллельно-перпендикулярное расположение улиц дало повод назвать их линиями, как в Санкт-Петербурге. Профессиональные архитекторы А. И. Молчанов и Я. Н. Попов, которые формировали облик Барнаула, были учениками и последователями известных русских архитекторов Д. Кваренги и К. Росси. Историческая часть города проходит от улицы Радищева до левого берега реки Оби с запада на восток и от улицы Партизанской до Нагорного парка с севера на юг и насчитывает 169 памятников архитектуры — свидетелей появления и развития города. Со времен горнозаводского периода (XVIII - первая половина XIX века) до нас дошло более двух десятков памятников архитектуры и истории, выдержанных в традициях классицизма. Частично сохранился комплекс меде-сереброплавильного завода (с 1899 года в его корпусах размещалась спичечная фабрика), включавший в себя плотину, пруд, плавильные фабрики, кузницу, административное здание. По мнению, Александра Деринга, почетного архитектора России, в историческом ландшафте Барнаула территория Сереброплавильного завода является едва ли не самой важной его частью: «Здесь - сердце города. Во-первых, это место, с которого начинался город. Во-вторых, вместе с Демидовской площадью и прилегающими улицами и площадями оно образует единый пространственный ансамбль, хотя и с большими утратами, в создании которого принимали участие несколько поколений зодчих - Пимен Старцев, Андрей Иванович Молчанов, Яков Николаевич Попов, Иван Михайлович Злобин и другие. В-третьих, это место связано с историей развития техники и пребыванием и работой здесь выдающихся ученых и инженеров. Таким образом, мы имеем уникальную с историко-культурной и исторической точек зрения территорию, утрата которой приведет к стиранию черт исторической идентификации Барнаула». Вокруг комплекса зданий градообразующего предприятия появлялись слободы и городские кварталы. Ансамбль Демидовской площади, прозванный барнаульцами «уголок Петербурга», был создан в 1820—1850 годах и сохранился практически без изменений. Название площади дал обелиск в честь 100-летия горного дела на Алтае — 14-метровый Демидовский столп, сложенный из блоков серого гранита, обработанного на Алтае. Через Демидовскую площадь проходит одна из старейших улиц города — Ползунова. На ней сохранились постройки конца XVIII и первой половины XIX века. Здание Канцелярии Колывано-Воскресенских заводов (Ползунова, 41), переведённой в Барнаул из Колывани, было построено в 1794 году. Оно является редким в Сибири памятником общественной архитектуры конца XVIII века. Рядом с Канцелярией находится здание бывшего инструментального магазина Барнаульского завода (Ползунова, 39). Авторами этой двухэтажной кирпичной постройки жёлтого цвета (1-я половина XIX века) являются архитекторы А. И. Молчанов и Я. Н. Попов. Магазин предназначался для хранения заводских инструментов, материалов и заводской казны. Рядом по проекту Я. Н. Попова была построена каменная ограда с декоративными портиками, их можно увидеть и сегодня. На этой же улице (Ползунова, 46) расположено здание бывшей Горной лаборатории (1845—1848). Сегодня в двухэтажном кирпичном доме, построенном архитектором Я. Н. Поповым, располагается Алтайский государственный краеведческий музей, старейший музей Сибири. По этой же стороне улицы сохранилось здание горной аптеки (Ползунова, 42) возведенной в 1794 году. Далее улица Ползунова пересекает площадь Свободы, где установлен памятный знак в честь И. И. Ползунова. Раньше на этой площади стоял первый каменный собор Барнаула — Петропавловский. В 70-х годах XVIII века на месте более старой деревянной церкви был построен Дом начальника горного округа (проспект Ленина, 18). Автором проекта стал архитектор Д. П. Маулов, приверженец стиля барокко. Теперь в этом доме располагается администрация города Барнаула. В XVIII и XIX веках жилые постройки были в основном деревянными. На протяжении всего XVIII века строения при горных заводах состояли из «клетских и пятистенных изб», из домов «со связью» в конструкциях и декоре, характерных для народного зодчества. Все кварталы разделялись на прямоугольные участки 16-25 м на 42 м, где возводились дома со службами и огородами. Дома ставились «гнёздами» — по два смежных дома, а позднее участки застраивались одиночными дворами, разделёнными друг от друга на 20-35 м. Вопреки образцовым чертежам на улицу часто выходили торцы жилых домов. Но с начала XIX века заводские жилые здания ставились своими фасадами вдоль улицы. Парадное крыльцо часто выходило на улицу. Деревянный город производил цельное впечатление благодаря однородности строительного материала, типологичности построек, элементов конструкций и композиций, определяемых единым модулем — шестиметровым бревном. К настоящему времени не сохранилось ни одного жилого дома первой половины XIX века. Они были уничтожены многочисленными пожарами или разрушены от времени. По материалам Википедии – свободной энциклопедии, а также сайта архитектурной мастерской А.Деринга «Классика» www.dering.ru Барнаульская архитектура – экскурс в прошлое. Купеческий период. С середины XIX и вплоть до начала XX века в городской застройке доминировала эклектика. Образцом Барнаульской эклектики может служить застройка ул. Толстого, на которой были выстроены магазины купцов Морозова, Смирнова. Самым крупным торговым зданием в Барнауле в этот период был пассаж Смирнова. П-образное в плане, здание занимало целый квартал на Московском проспекте, выходя двумя другими фасадами на улицы Иркутскую (ныне ул. Пушкина) и Кузнецкую (ныне ул. Гоголя). Двухэтажный в центре, трехэтажный в боковых крыльях, увенчанный куполами, со шпилями, с большими витражами пассаж был типичным образцом эклектики. Однако, здание не сохранилось. Другими примерами эклектики служат гимназия Будкевич, усадьба инженера А. Лесневского, а также торговый дом Полякова (универмаг «Красный»). Последнее является памятником архитектуры начала XX века, построенное в 1913 году (пр.Ленина,12) — двухэтажное П-образное, в плане не оштукатуренное, здание из красного кирпича. Высокое качество и разнообразные способы кладки, цвет красного кирпича, древнерусские формы, тактично примененные в силуэте здания и в пластике главных фасадов, их симметрия и ритм, металлические ажурные кронштейны и балюстрады — всё это создает целостный и достаточно выразительный образ в русском национальном стиле. При постройке здания были использованы железобетонные конструкции перекрытий и перемычек. Здание Народного дома в Барнауле, объединявшего театр, библиотеку, студии, строило «Общее попечение о начальном образовании». Проект был заказан столичному академику И. П. Ропету — приверженцу русского национального стиля. Фасад решен в русском стиле, декорирован кокошниками, мелкими витыми колонками, «плетёнкой», наличниками, сложно профилированными тягами и другими мотивами, заимствованными в архитектуре Руси XVII века. Строительство велось без авторского надзора, с отклонениями от проекта. Первоначально фасад был отделан красным кирпичом. Здание многократно перестраивалось, последняя реконструкция была проведена в 2007 году. Стиль модерн проникает в Барнаул на рубеже XIX — XX веков. Наиболее полно черты модерна проявились в некоторых кирпичных зданиях: телефонной станции (Интернациональная, 74), в ряде купеческих особняков, жилых зданий (Никитина, 90, Никитина, 78). Типичным образцом жилой архитектуры начала XX века в формах эклектики с элементами модерна является дом на пересечении улицы Никитина, 78 и проспект Ленина. Жилой дом 1917 года постройки имеет градостроительное значение, поскольку оформляет угол двух ведущих магистралей города. Двухэтажное, кирпичное, с цоколем, почти квадратное в плане, с небольшим внутренним двориком со стороны северного фасада. Кровля железная. Одной из заметных построек XX века в стиле модерн является бывший дом купцов Яковлева С. Я. и Полякова И. И. (памятник федерального значения) на пересечении улиц Горького и Короленко (ул. Короленко, 50). Это двухэтажное здание с полуподвалом каменной постройки на ленточном фундаменте и сложной крышей. Оно хорошо вписывалось в кварталы купеческих застроек исторической части города и в своем угловом решении являлось необходимой доминантой градостроительной архитектурной планировки. Поздние постройки внесли некоторые нарушения в восприятие эстетики здания неадекватными масштабами и стилистикой объектов. Особенно пристройка 1977 года по ул. Горького, где четырехэтажная коробка нового здания поставлена вплотную к старому, подавляет его массой объема, высотой и отсутствием стилистического архитектурного перехода. Подавляет доминантную нагрузку этого памятника и выдвинутое в улицу напротив сооружение стадиона «Динамо». Таким образом, градостроительный узел вокруг данного архитектурного объекта был нарушен. Фасад оформлен на цветном контрасте белого и красного (сохранена старая кладка, которая привносит некий оттенок благородства). Арочные и круглые окна, эркеры и угловая башня придают зданию неповторимый облик. Восстановленный купол — башенка с декоративным элементом в стиле барокко и шпилем являются заключительной доминантой здания. Кованые оградки, решётки, ограждения изящных балконов, цепи, поддерживающие козырёк, решётки на окнах воссоздают облик старины. В формах эклектики и модерна выполнены дома по улице Пушкина. Во второй половине XIX — начале XX веков на Алтае работали строительные артели из Владимирской, Костромской, Вятской губерний, этим можно объяснить обилие домовой резьбы в купеческих зданиях Барнаула. Над двухэтажным деревянным домом № 60 — остроконечная надстройка-терраса. Дом № 62 — бывший купеческий торговый дом в формах эклектики и с элементами модерна в оформлении окон первого этажа. В доме № 64 с резным аттиком и балконом когда-то располагалась аптека Э. Ф. Крюгера, немецкого предпринимателя. Дом № 66 с необычной угловой башенкой — бывшая казенная женская гимназия (открыта в 1877 году). В доме № 68 находилась богадельня, построенная барнаульским купцом Пуртовым еще в 1811 году. Сейчас в здании располагается Краевая поликлиника. Недалеко от богадельни находилась лучшая гостиница Барнаула «Первоклассная Центральная гостиница К. П. Саас». Её строительство было закончено в мае 1908 года. Это было трехэтажное кирпичное здание с балконами, украшенными оригинальной фигурной ковкой, с 40 меблированными номерами, электрическим освещением, ванными комнатами и телефонами. В 20-30-х годах в здании гостиницы Саас размещалась гостиница «Комхоз», затем — гостиница «Алтай», в конце 70-х годов здание было разрушено, сейчас на этом месте пустырь. В Барнауле сохранилось множество деревянных купеческих особняков. Наиболее интересным примером деревянного зодчества является Дом купцов Шадриных, построенный в конце XIX — начало XX веков, оформленный богатой резьбой. Выше по Красноармейскому проспекту находится бывшая гимназия бийской предпринимательницы М. Ф. Будкевич (построена в начале XX века). В 1912 году здание было перестроено, после чего появился двухэтажный эркер с башенкой и шпилем. Интересны ажурная декоративная резьба и наличники, пострадавшие от времени. Другие деревянные дома с резьбой сохранились на улицах Анатолия и Интернациональной. Заслуживает внимания здание Союза архитекторов на улице Анатолия, 106а и дом с остроконечным флигелем — бывший «Дом Носовича» (ул. Анатолия, 106). Соседний дом № 104 также интересен своим угловым куполом и балконом на втором этаже. В доме № 102 с беседкой располагается Дом литераторов им. В. М. Шукшина. 2 мая 1917 произошёл крупный пожар, уничтоживший многие деревянные постройки, украшенные выразительной домовой резьбой. Пострадали и кирпичные здания. В 30-е годы XX века были разрушены или перестроены большинство храмов и соборов Барнаула, поэтому первоначальный облик исторической части города не сохранился. По материалам Википедии – свободной энциклопедии. Барнаульская архитектура – экскурс в прошлое. Советский период В 1910-1930-х годах существовал план застройки Барнаула по принципу «города-сада», где центром должна была быть идеально круглая площадь, от которой отходило бы шесть по длине симметричных радиусов — бульваров. Основными компонентами проекта — было устройство большой парковой зоны в центре города и строительство деревянных домов. С 30-х по 50-е годы XX века сформировался ансамбль центрального проспекта в городе — проспекта Ленина, который был спроектирован, в основном, ленинградскими проектными институтами. Одно из значительных зданий этого времени — «Дом под шпилем» 1953 года постройки. Это время новых для СССР архитектурных стилей — конструктивизма и ар-деко. Постройки в стиле ар-деко долгое время относили к советской классике, что верно отчасти. Очевидно, что зодчие середины 30-х годов, переориентированные с «конструктивизма» на «классику» в директивном порядке не могли проектировать, пользуясь исключительно классическими шаблонами. Примером ар-деко в Барнауле можно назвать бывший клуб Меланжевого комбината, застройка самого Меланжевого комбината, жилой квартал по проезду 9 мая и другие. С конца 50-х годов XX века в Барнауле, как и повсюду по стране, начали бороться с «архитектурными излишками». Смена стиля, продиктованная государством в целях экономии, привнесла двоякие последствия. С одной стороны, началось массовое строительство жилья, с другой — безликие одинаковые жилые массивы. В 60-х годах в городе появились свои Черёмушки, а в 70-х и 80-х годах в городе строились целые микрорайоны из различных серий 9-этажных жилых домов. Общественные сооружения этих времён также не отличаются изысканностью. В это время были построены, к примеру, такие здания как: Алтайский краевой театр драмы, Дворец зрелищ и спорта, бассейн «Обь», а также Главпочтамт, гостиница «Центральная» и «ЦУМ». Конструктивизм в Барнауле как стиль был хорошо представлен до 80-х годов ХХвека. Сохранялся жилой массив БМК, прозванный в народе «Бомбеем», Госпиталь, швейная фабрика на Воровского и прилегающее к ней жильё. Но с развалом промышленности в начале 90-х стало происходить стремительное разрушение этой застройки. В упадок пришли фасады жилых домов, имевших ведомственную принадлежность. Добавился нигилизм населения в отношении конструктивизма как стиля, непонимание его ценности. По мнению Александра Деринга, почетного архитектора России, эти процессы характерны для нашей страны, еще не пережившей максималистские взгляды на окружающий предметный мир. С легкостью целый пласт культуры конца 20 – начала 30-х годов объявлялся «уродливым» и вредным. Что говорить про Барнаул, когда мировая общественность обеспокоена стремительным уничтожением шедевров мировой архитектуры конструктивизма – Дома архитектора Мельникова и жилого дома Наркомпроса. Грустно, что органы госохраны культурного наследия Алтайского края не принимают никаких действий против варварского уничтожения целой части нашей истории. К сожалению эта тема непопулярна и у наших искусствоведов, без конца муссирующих «демидовскую» тему. А сколько интересного можно было бы узнать о жизни тех лет, героических, жестоких и проклятых. По материалам Википедии – свободной энциклопедии, а также информационного портала Барнаула и Алтайского края www.barnaul-altai.ru
Разное просмотров - 3408, комментариев - 0
  распечатать
Читать также


Комментарии

  • # Александр 11.4. 2011 в 18:51
    С нумерацией домов и находившихся в них заведениях - полная неразбериха, так же, кстати, как и на сайте А.Ф.Деринга. Дом № 62 преподносится как купеческий особняк в стиле модерн в оформлении - посмотрите на него сейчас - нет даже намека на модерн. Дом с элементами модерна был в доме №58 - с огромными зеркальными стеклами окон и фонариком-зркером га углу. Сейчас этих элементов нет - они снесены Краевой больницей в 80-е гг. Дом №68 долгое время не был единым - это купеческий особняк и рядом, в сторону ул. Гоголя - огромный магазин. А богадельня Пуртова, построенная в начале XIX века, это дом № 62, До 70-х гг прошлого века это было кирпичное здание с окнами обрамленными фигурным кирпичом. Но из-за ветхости дом укрепили тесом. Это точно совпадает с адресом - напротив Собора, рядом с аптекой Крюгера и женской гимназией. Ведь никому не придет в голову сказать, что Кооперативное училище находится напротив Никольской церкви - оно рядом, как и дом в стиле модерн, характерный для рубежа XIX-XX веков рядом с Петропавловским собором.
  • # Катерина 11.4. 2011 в 23:49
    Александр, вы говорите со знанием дела. Может быть, вы хотите поделиться с нашими читателями? Если так - просьба откликнуться.
  • # Александр 14.4. 2011 в 10:41
    Уважаемая Катерина!

    Я не считаю себя знатоком в архитектуре, тем более, что инженер-механик, работал всю жизнь на Трансмаше. Просто Барнаул - город моего детства, а этот район прошео большое количество раз. И всегда меня интересовал вопрос - кому принадлежало это здание (нынешний адрес Пушкмна 58). В Мнтернетовсеих материалах утверждается, что это богадельня. Ну никак не вяжутся конца с концами. У меня есть ряд снимков и этого здания, и Барнауля середины ХХ века. Если Вас это интересует - прилагаю свой E-mail.
  •  

Добавить комментарий

Редакция не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в комментариях пользователей.

А также оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие действующее законодательство РФ, в том числе содержащие ненормативную лексику.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

 
 
 
Форум недвижимость Алтай



Алгоритм на главной
Сбер в колонке справа
Сибсоцбанк
Rambler's Top100 HotLog top.ners.ru За информацию, содержащуюся в объявлениях и рекламных материалах, редакция ответственности не несет

Регистрация на realtai.ru

Введите email:
Введите пароль:
Подтвердите пароль:
   

Войти на realtai.ru

Введите логин/email:
Введите пароль:
    Забыли пароль?
Выберите город