С 1 июня в сфере регистрации недвижимости в Алтайском крае произошел настоящий прорыв - Росреестр запустил новую услугу по электронной регистрации прав собственности. Процесс приема, рассмотрения, обработки заявки строго регламентирован и исключает необходимость личного общения должностного лица и заявителя. Таким образом уже оформлено более 150 пакетов документов. А пока отлаживается сама система, ведомство сокращает сроки - с 1 сентября зарегистрировать права в электронном виде можно в течение трех рабочих дней.
О том, как работает этот и другие сервисы Росреестра, и почему они все чаще уходят в сеть, сайту «Недвижимость Алтай» рассказал руководитель Управления Росреестра по Алтайскому краю Юрий Калашников.
- Юрий Викторович, как сегодня обстоят дела с соблюдением сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество?
- В 2015 году максимальный срок госрегистрации в Управлении не превышает семи рабочих дней при законодательно установленном в 10 рабочих дней. С 1 сентября текущего года вступил в силу специальный срок по пакетам документов, поданным с использованием электронного сервиса Росреестра, - три рабочих дня. Средний срок осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости в настоящее время составляет также три рабочих дня. А это значит, что нам удается исполнять плановые показатели «дорожной карты» досрочно.
Нарушение сроков, установленных законом по государственной регистрации прав, является для нас грубейшим нарушением закона и в принципе не допустимо.
- Могли бы вы подробнее рассказать об электронной регистрации прав, и насколько эта услуга популярна среди жителей нашего края?
- На сегодняшний день поступило более 150 обращений. Наверное, цифра небольшая, но мы сейчас готовы в ручном режиме инструктировать каждого гражданина и юрлицо, проходить с ним по всем этапам процедуры регистрации прав в электронном виде вплоть до получения документов.
С чем это связано? Действительно, законодательно все решено, но, к сожалению, еще не совсем отточена технология. И вроде бы Росреестр до нас довел программу, и на портале система заработала (здесь есть пошаговая инструкция, все просто и понятно, - прим. собеседника). Но когда обратился первый заявитель, и он дошел до оплаты госпошлины, мы столкнулись с проблемами прохождения платежей посредством специального сервиса от Сбербанка. Если платеж не прошел, Росреестр не видит документов.
Мы об этом не знали, но оказалось, что другие регионы тоже подняли такую проблему, оперативно ее решить не удалось. Надеюсь, что в ближайшее время Росреестр это случится в ближайшее время и сервис заработает.
- А кто чаще всего пользуется данной услугой?
- В первую очередь электронная регистрация больше всего востребована застройщиками, нотариусами, банками, то есть, ориентирована на крупных участников рынка недвижимости.
Сразу порядка 17 пакетов документов к нам поступило из Москвы и других регионов, так как эта услуга очень востребована и большими корпорациями, у которых объекты расположены по всей России. Им очень удобно: послали документы, не выезжая в регион, и получили готовые.
То есть сама услуга несложная, единственное, что для нее необходима усиленная квалифицированная электронная подпись.
- Чья? Заявителя?
- Да. И данный фактор сдерживает сегодня заявителей, готовых воспользоваться услугой. Одно дело, когда вы совершаете пять-шесть сделок в год, другое - один-два раза в жизни, и понятно, что специально покупать эту подпись в таком случае бессмысленно.
- И тогда на помощь приходит нотариус?
- Подать документы через нотариуса - это один из лучших вариантов, но заявитель сам вправе выбирать любой доступный для себя способ получения услуг Росреестра.
Сегодня Росреестр также работает и над тем, чтобы как-то упростить процедуру получения электронной подписи и поднять вопрос о ее стоимости. Думаю, что рано или поздно всё это решится, поскольку законодательство направлено на продвижение и развитие электронных услуг. Президентом России подписан новый закон, вступающий в силу с 1 января 2017 года. С этого времени у нас не будет законов «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном кадастре недвижимости», их объединили, создав обобщенный закон «О государственной регистрации недвижимости» с множеством новелл. Он, собственно говоря, упрощает большинство процедур. Например, гражданину не надо будет подавать два отдельных заявления на регистрацию объекта и кадастровый учет, а ставить на кадастровый учет и осуществлять регистрацию прав будет госрегистратор.
Ведение Единого государственного реестра недвижимости (теперь он будет называться именно так и объединит в себе ЕГРП и ГКН) будет осуществляться исключительно в электронном виде. То есть никаких бумажных носителей больше не будет.
Мы сегодня уже готовимся и цифруем архивы - это огромная работа, которая не видна для правообладателей, но для нас она важна и масштабна. Сами представьте: все архивы, которые с 1998-го года в Алтайском крае велись до сегодняшнего дня, надо перевести в электронный вид и по ЕГРП, и ГКН.
Кроме того, в настоящее время Управлением проводится работа по объединению информационных баз территориальных отделов в единую централизованную базу, к которой будут подключены все отделы. Это делается с целью оптимизации процесса государственной регистрации прав в любом территориальном отделе Управления по всему Алтайскому краю на объекты недвижимости, независимо от их местонахождения (так называемая, экстерриториальная регистрация). То есть, человек, живущий в Барнауле и имеющий объект недвижимости в Алтайском районе, может сдать документы для регистрации прав на данный объект и получить готовые в любом офисе Росреестра в Барнауле, Новоалтайске или другом муниципалитете края, не выезжая в Алтайский район. Экстерриториальная регистрация осуществлялась Управлением и ранее, но в связи с отсутствием единой базы технически это был более сложный процесс. Централизация баз его значительно упростит, что позволит более оперативно проводить экстерриториальную регистрацию в пределах Алтайского края.
- Юрий Викторович, если человек подает документы на электронную регистрацию посредством портала, то забирает их каким образом, лично?
- По итогам электронной государственной регистрации прав оформляется выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, созданная в форме электронного документа и заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора. Данная выписка является официальным электронным документом и обладает равной юридической силой со свидетельством о государственной регистрации права.
При желании заявитель может получить свидетельство, обратившись в офисы приема документов. При этом в настоящее время свидетельства предполагаются нового образца: бланк не привычный, гербовый, а обыкновенный, но учетный, номерной. Отсутствие степеней защиты (водяных знаков и т.д.) не должно беспокоить граждан, поскольку в век информационных технологий вопрос получения «бумажного» свидетельства – это скорее дело привычки, так как права на недвижимость гарантирует не свидетельство, а запись в реестре. Проверить актуальные сведения о правах на объект - дело пяти минут: можно, например, не выходя из дома, воспользоваться ключом доступа к порталу госуслуг или направить запрос о выдаче сведений из реестра, заполнив форму заявления в электронном виде.
Таким образом, электронная регистрация прав должна в скором будущем получить свое развитие. Но хочу сказать, что это лишь альтернатива бумажной, никто не будет заставлять подавать документы исключительно в электронном виде.
- Росреестр не опасается появления серых схем, мошеннических действий, ведь при заочном оформлении документов их, наверное, проще применить, чем при личном приеме?
- А мы и так с 2013 года не ведем личный прием, его осуществляет Кадастровая палата и МФЦ. Согласно «дорожной карте» в 2015 году 70% всех документов, поступающих в Росреестра, должно быть принято МФЦ, к 2018 году этот показатель должен возрасти до 90%. То есть в перспективе, Росреестр как государственный орган не будет осуществлять непосредственно личный прием. Что касается электронной подачи документов на регистрацию без личного посещения офисов приема, то правовая экспертиза таких документов проводится в полном объеме государственным регистратором и с правовой точки зрения не отличается от экспертизы бумажных пакетов документов. При этом электронные документы, благодаря современным технологиям, защищены не хуже, чем бумажные носители, а идентификация личности заявителя и лиц, подписавших документы, производится с помощью электронной подписи, которая является полноценным и надежным аналогом подписи собственноручной. В целом, электронная регистрация, на мой взгляд, даже придает некую прозрачность процессу, снижается число административных барьеров и исключается необходимость личного взаимодействия заявителей с представителями госоргана. Данные факторы, несомненно, способствуют устранению целого ряда возможностей для коррупционных действий.
Серые схемы… Мы понимаем, что они возможны и неизбежно появляются везде, а когда борешься с одной, возникает другая. Несомненно, если какие-то коррупционные моменты возникнут, будем оперативно принимать соответствующие меры.
Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:
Барнаул
Белокуриха
Бийск
Заринск
Змеиногорск
Камень-на-Оби
Новоалтайск
Рубцовск
Славгород
Яровое
Горный Алтай
Алтайский
Баевский
Бийский
Благовещенский
Бурлинский
Быстроистокский
Волчихинский
Егорьевский
Ельцовский
Завьяловский
Залесовский
Заринский
Змеиногорский
Зональный
Калманский
Каменский
Ключевский
Косихинский
Красногорский
Добавить комментарий