Изменения полномочий Росреестра и их влияние на профилактику коррупционных проявлений
На примере Управления Росреестра по Алтайскому краю.
В связи с проводимой реформой по созданию единой системы государственного кадастрового учета, регистрации прав на недвижимое имущество и формированию базовых пространственных данных три службы - Росрегистрация, Роснедвижимость и Роскартография - были объединены в одно ведомство, которое получило название Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). К ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости.
Этот эксперимент - один из этапов создания в стране единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета, повышения качества предоставляемых государственных услуг. В ходе проводимой реформы произошло разграничение полномочий между Росрестром и федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Так, с 1 января 2013 года в соответствии с приказом Росреестра "Об организации приема и выдачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в полном объеме федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю переданы полномочия по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав и предоставлению сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).
Кроме Алтайского края в число «пилотных» регионов вошли еще несколько регионов страны: Республика Северная Осетия-Алания, Красноярский край, Воронежская, Владимирская, Костромская области, Еврейская автономная область.
Передача части полномочий Росреестра - еще один фактор снижения коррупционных проявлений при оказании государственных услуг, поскольку сведен к минимуму контакт правообладателей с государственными гражданскими служащими, что в свою очередь повлияет на снижение коррупционных рисков на стадии проведения государственными служащими правовой экспертизы документов и на стадии принятия ими решений, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К полномочиям Управления Росреестра по Алтайскому краю отнесены функции по осуществлению правовой экспертизы поступивших на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним документов, проверки законности сделки, принятию решений, связанных с государственной регистрацией прав, в том числе ведение ЕГРП, а также функции по осуществлению контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.
До передачи полномочий по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав и предоставлению сведений из ЕГРП филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю Управление Росреестра в целях исключения посредников во взаимодействии между заявителями и Росреестром, предупреждения коррупционных проявлений при оказании государственных услуг занималось внедрением в практику работы автоматизированной информационно-справочной системы взаимодействия с заявителями (АСВЗ), принимались другие меры, направленные на повышение доступности и открытости государственных услуг, создание комфортных условия для обслуживания заявителей.
Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю в связи с передачей полномочий по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав и предоставлению сведений из ЕГРП были переданы часть помещений с информационными стендами, АСВЗ, которые автоматически регулируют потоки заявителей в офисах приема и предоставляют руководству оперативную статистическую информацию о текущей работе каждого специалиста, количестве обслуженных и ожидающих приема заявителей, времени обслуживания заявителей, исключая тем самым возможность отдельных сотрудников обслуживать лиц вне очереди.
Кроме того, заявителям предоставлена возможность подавать одновременно 2 заявления – на регистрацию прав и на кадастровый учет. Оба заявления могут быть поданы в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, что позволяет упростить оформление документов и снизить сроки государственной регистрации прав, а также отсутствует необходимость в представлении кадастрового паспорта объекта недвижимости для регистрации права.
Для исключения неоднократного обращения заявителей в регистрирующие органы внесены необходимые изменения в законодательство, обеспечивающие предоставление услуг по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровому учету по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями комфортности и доступности для получателей государственных и муниципальных услуг.
Многофункциональный центр использует автоматизированную информационную систему, обеспечивающую взаимодействие с единой системой межведомственного электронного взаимодействия, что позволяет центру направлять межведомственные запросы о предоставлении части документов и информации, не требуя их от заявителей. Таким образом, у заявителей появилась альтернатива выбора места подачи документов на регистрацию прав и кадастровый учет земельных участков.
Управление Росреестра по Алтайскому краю участвует в предоставлении государственных услуг на базе краевого автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края» (далее КАУ «МФЦ Алтайского края»).
Заявители по четырем видам государственных услуг: государственная регистрация прав, предоставление сведений о зарегистрированных правах, государственный кадастровый учет земельных участков и предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, могут подать и получить документы в вышеуказанном центре, не только в г. Барнауле, но и в многофункциональных центрах р.п. Благовещенска и в г. Бийске, с которыми подписано соглашение о взаимодействии. Это не только сокращает сроки получения услуг заявителями, но и создаёт более комфортные условия для обслуживания граждан.
Передача Росреестром отдельных полномочий в сфере регистрации прав федеральным учреждениям идет в рамках реализации Концепции, утвержденной в 2009 году Минэкономразвитием России, предусматривающей введение единой учетно-регистрационной процедуры по принципу «одного окна»; развитие электронных услуг и создание единого федерального информационного ресурса о недвижимости.
Росреестр при предоставлении государственных услуг гражданам и организациям перешел к осуществлению межведомственного информационного взаимодействия с региональными, муниципальными органами и органами местного самоуправления, участвующими в предоставлении государственных услуг, без участия заявителя, обеспечивая тем самым оказание большей части услуг с использованием электронных средств связи, в том числе посредством Интернета, что позволяет, в свою очередь, снизить коррупционные проявления в системе Росреестра.
Теперь информация о порядке предоставления государственной услуги, в том числе разъяснения по вопросам предоставления государственной услуги, срокам предоставления государственной услуги, о порядке обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, обеспечивающих предоставление государственной услуги, размещается в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) (далее - Единый портал государственных услуг), на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.
Одним из главных достижений эксперимента по изменению полномочий Росреестра можно признать разграничение ответственности.
После того, как филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю переданы полномочия по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав и предоставлению сведений из ЕГРП, филиал палаты самостоятельно осуществляет вышеуказанные функции, филиал является ответственным за результат.
В случае нарушения сотрудниками филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю прав и законных интересов заявителей на стадии приема-выдачи документов заявители могут обращаться с жалобами, обращениями к руководству филиала.
В случае нарушения сотрудниками Управления прав и законных интересов заявителей, принятия неправомерных решений на стадии осуществления правовой экспертизы поступивших на государственную регистрацию прав документов, проверки законности сделки, принятию решений, связанных с государственной регистрацией прав, заявители могут обратиться на личный прием к руководству Управления, его территориальных отделов; сообщить информацию по «телефону доверия»; в письменном виде (почтой), а также направлять обращения по электронному адресу: anticorruption@rosrееstr.ru, официальный подсайт Управления в сети Интернет находится по адресу: .www.to22.rosreestr.ru
Таким образом, передача Росреестром отдельных полномочий в сфере регистрации прав другим субъектам, минимизация контакта заявителей с государственными гражданскими служащими, принимающими решения, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, снижает коррупционные риски в системе Росреестра.
Способствует этому и наличие контроля за предоставлением государственных услуг, как со стороны руководства, так и со стороны заявителей и общественности.
Отдел государственной службы и кадров
Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:
Барнаул
Белокуриха
Бийск
Заринск
Змеиногорск
Камень-на-Оби
Новоалтайск
Рубцовск
Славгород
Яровое
Горный Алтай
Алтайский
Баевский
Бийский
Благовещенский
Бурлинский
Быстроистокский
Волчихинский
Егорьевский
Ельцовский
Завьяловский
Залесовский
Заринский
Змеиногорский
Зональный
Калманский
Каменский
Ключевский
Косихинский
Красногорский
28 февраля 2013 в 12:45
Да пусть удастся этот эксперимент. Я против коррупции!
28 февраля 2013 в 12:49
28 февраля 2013 в 19:40