«Левая» сделка
Скорее всего, нет. Вы с готовностью оплатите услуги всего коллектива того центра, куда обратились за помощью. Ведь вы дорожите своим здоровьем. Но почему-то, когда речь заходит о жилье, все меняется.
И многие клиенты готовы «договориться» с агентом, чтобы платить только ему и совершить так называемую «левую сделку» без участия компании.
О том, в чем причины такого явления на рынке недвижимости и чем оно опасно, рассказывают наши эксперты:
директор АН «Чекни» Надежда Шипилова;
директор АН «Золотой ключик» Ольга Бердюгина.
Алгоритм
Надежда Шипилова: «Как это обычно происходит? Человек приходит в агентство и узнает стоимость услуг. А они не из дешевых. Официальная комиссия может составлять и 50, и 100 тысяч рублей. Вслух или про себя клиент задает возмущенный вопрос: «Да за что они берут такие деньги?!».
Пожалуй, самый большой комплимент своим профессиональным качествам я слышала, когда один из клиентов после сделки сказал: «Раньше мы не понимали, за что вам платить, а теперь понимаем!». Но большинство осознает это именно после сделки, а до нее старается любым путем сэкономить.
Тут у клиента и рождается коварная мысль: а что если сделать «все по-тихому», не через агентство? И он делает сотруднику компании предложение, которое кажется взаимовыгодным, но на самом деле чревато для обеих сторон. Оно звучит так: «Давайте я заплачу только вам, а вы с меня возьмете меньше».
Бывает и так. Люди пришли в агентство и остались довольны результатом.
Они рекомендуют специалиста, который им понравился, своим знакомым, друзьям, родственникам. И, желая помочь им, просят специалиста: «Они люди небогатые, вы уж с них много не берите. Лучше сделайте все сами, без агентства – так дешевле будет».
Бывшие клиенты говорят так без злого умысла, они уверены, что сделка пройдет гладко – ведь у них все было хорошо. А тому факту, что с ними работало целое агентство, а не один-единственный посредник, они значения не придают.
И что же в итоге? Некоторые агенты соглашаются на «левую» сделку в надежде не упустить свою выгоду. Одни просто хотят «навариться», обманув свою фирму, которая, между прочим, предоставляет им офис, базу данных и все необходимые условия работы. Другие не могут обосновать размер официальной комиссии и доступно объяснить суть своей деятельности. Третьи просто уступают давлению.
Иногда сами агенты выступают инициаторами таких сделок, но это редкий случай. Ведь в их интересах не брать всю ответственность на себя, а разделить ее с руководством.
И, тем не менее, данное явление распространено. При этом солидные компании строго следят за тем, чтобы их сотрудник был честен. Если руководство узнает о «левой сделке», перспективы для недобросовестного агента открываются самые плачевные: в лучшем случае – штраф, а в худшем – увольнение с «волчьим билетом». Специалисту по недвижимости, который попался на этом, трудно потом устроиться в приличное место.
В этой связи хочется заметить, что большое значение для искоренения «левых» сделок имеет корпоративная солидарность агентств. Если к нам обращается специалист, который намерен обмануть свою компанию, мы должны отказаться от сотрудничества с ним. Тогда у него просто не будет возможности «левачить».
Ольга Бердюгина: «Левые» сделки понятие довольно сложное и многогранное. Начнем с того, что успешный сотрудник, для которого работа в недвижимости является основной, который решил посвятить свою жизнь оказанию услуг и помощи населению в решении их жилищных вопросов, старается максимально использовать ресурсы компании, в которой работает, и презентовать себя клиентам именно как ее представителя. Клиента однозначно должна насторожить работа агента самостоятельно без упоминания компании либо предложение провести сделку без ее участия».
Последствия
Надежда Шипилова: «Теперь поговорим о последствиях. Очевидно, что при «левой» сделке страдает обманутая компания: она теряет деньги. Кроме того, дурной пример заразителен, и не исключено, что другие сотрудники тоже захотят нажиться таким путем. Однако печальные последствия касаются и тех, кому она кажется соблазнительной – агента и клиента.
Начнем с агента. Тайное, рано или поздно, становится явным. Если такая информация дойдет до руководства, то весьма вероятно, что недобросовестный агент лишится своего места работы. И, самое главное, он потеряет свое честное имя. А с подмоченной репутацией в престижное агентство его уже не возьмут».
Однако больше всего от «левых сделок» страдают клиенты. Почему?
Ольга Бердюгина: «Недвижимость, как мы уже неоднократно говорили, для большинства граждан является наиболее дорогостоящим имуществом. Соответственно и купля-продажа такого имущества является процессом, требующим профессионального взвешенного подхода.
Проведение всевозможных проверок, подготовка и проведение сделки требуют привлечения ресурсов компании, менеджеров, юристов, руководителей».
Надежда Шипилова: «Когда сделка проходит через агентство, ее контролирует не только отдельный специалист по недвижимости, но и его коллеги, менеджеры, юристы. А в трудных ситуациях подключается руководство, вплоть до генерального директора.
Таким образом, решением жилищной проблемы одного человека занимается целая команда. Если агент не справится сам – ему помогут. Если ошибется – поправят. Например, в нашей компании, если агент не взял выписку из Росреестра, я просто не пропущу такую сделку.
Кроме того, когда клиент просит помочь ему с оформлением документов, он выписывает доверенность не на одного специалиста, а еще и на менеджера, и на представителей руководства. Если с агентом что-то случится, например, он заболеет, то будет, кому принять эстафету. В конце концов, в любом случае кто-то сможет придти в суд в качестве свидетеля сделки. Именно так и должно быть!
Для того чтобы агент смог достойно провести сделку в одиночку, от него требуется не просто высокий профессионализм, а способность заменить собой команду. И приходит она не через 5, а где-то через 20 лет работы. Как вы думаете, много на рынке недвижимости таких специалистов? Увы, нет. К тому же они, как правило, занимают руководящие должности или даже имеют свое агентство».
Итак, вернемся к нашим незадачливым клиентам. Какой риск для них несет «левая сделка»?
1) Покупатель может остаться без денег и квартиры.
При «левой» сделке нарушается порядок взаиморасчетов. Например, бывают случаи, когда полную сумму продавец получает даже до сдачи документов на регистрацию.
2) Агент может не справиться со своей работой.
Здесь все понятно и без комментариев. Если сделка относительно простая, например, «чистая продажа», и с документами все в порядке, агент может в одиночку найти покупателя. Но большинство сделок на рынке недвижимости – альтернативные, когда один объект продают, а другой сразу же приобретают.
Выстраиваются длинные цепочки в 5-10 квартир, причем задача специалиста – удовлетворить интересы всех участников сделки. И если агент столкнется с какими-то сложностями в «левой» сделке, ему уже никто не поможет.
3) Сделка может оказаться недействительной.
Но, предположим, внешне дело обстоит благополучно, и сделка состоялась. Однако агент из-за недостатка опыта и юридических знаний может упустить какой-то существенный момент, и она будет считаться недействительной. А это значит, что клиент останется без денег и без жилья с призрачной надеждой на компенсацию.
Здесь очень много разных нюансов, которые трудно учесть сразу. Например, возьмем договор приватизации. На первый взгляд, это надежный правоустанавливающий документ (то есть документ, на основании которого возникло право собственности), так как люди всегда там жили, квартира никогда не продавалась и т.д. Но не все так просто.
Скажем, там раньше жили супруги, а потом муж снялся с регистрационного учета и нигде не зарегистрировался. А жена приватизировала квартиру на себя. В такой ситуации муж имеет право оспорить приватизацию!
Но самое страшное, если «левая» сделка будет признана недействительной. Тогда клиент не сможет получить компенсацию от посредника, по вине которого он лишился всего.
Ольга Бердюгина: Таким образом, «левая» сделка, «на коленках», с пересчетом денег в квартире и подписанием неизвестно кем составленных договоров несет в себе огромное количество рисков, о которых мы все знаем.
Соглашаясь на «левую» сделку, покупатели и продавцы добровольно отказываются от защиты своих интересов со стороны юристов агентства недвижимости, Российской гильдии риэлторов, а также от возможностей обязательного страхования ответственности и возможностей компенсационного фонда СРО сертифицированных риэлторских компаний.
Источник: Полезная площадь
Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:
Барнаул
Белокуриха
Бийск
Заринск
Змеиногорск
Камень-на-Оби
Новоалтайск
Рубцовск
Славгород
Яровое
Горный Алтай
Алтайский
Баевский
Бийский
Благовещенский
Бурлинский
Быстроистокский
Волчихинский
Егорьевский
Ельцовский
Завьяловский
Залесовский
Заринский
Змеиногорский
Зональный
Калманский
Каменский
Ключевский
Косихинский
Красногорский
17 июля 2012 в 14:45
17 июля 2012 в 14:47
17 июля 2012 в 15:19
Много ли клиентов приходит, что называется "на агентство"? Давно идут "на агента".
Теперь давайте озвучим в каких процентных соотношениях делится комиссия. Львиная доля уходит агентству. Агенту, проделавшему весь объем работы, начиная от поиска клиента и заканчивая походом в Росреестр, достаётся мало. Интересно ли будет ему работать агенту?
Желаете избавиться от "левых" сделок,- достойно оплачивайте труд агентов.
17 июля 2012 в 15:43
17 июля 2012 в 21:02
19 июля 2012 в 13:49
19 июля 2012 в 14:19
24 июля 2012 в 19:03
26 июля 2012 в 17:01
26 июля 2012 в 17:56
26 июля 2012 в 19:51