Риэлторы конкурируют услугами
Конкурируя за клиента, риэлторы делают ставку не только на качество своих услуг, но и на личное обаяние
С наступлением кризиса 2008 года объем сделок, совершенных через агентства недвижимости (АН), упал – многие в порыве экономности взялись за решение квартирного вопроса самостоятельно. Чтобы вернуть клиентов в лоно цивилизованного рынка, риэлторы заметно подвинулись по комиссионным, а также стали предлагать за отдельную плату некоторые услуги по сопровождению сделок.
До последнего времени на рынке недвижимости каждая компания оказывала услуги в таком объеме и на таких условиях, как считала нужным. Президент-элект Российской гильдии риэлторов Валерий Виноградов рад, что в 2013 году РГР разработала стандарты брокерских услуг. Их смысл – продажа объекта недвижимости в установленные сроки и по максимальной цене. Стандарты разделены на основные и дополнительные. Для продавца к основным стандартам отнесены: консультации, определение цены, продвижение (разработка стратегии), рассказ и показ покупателю, представление интересов продавца на переговорах и, если есть такие полномочия, участие вместо продавца в сделке.
Для покупателей – консультации, оценка, подбор вариантов и т.д. Аналогичные стандарты предложены для рынка аренды. Дополнительные стандарты включают в себя консультации, согласование сделки с банком, государственными органами по сертификатам и пр., сбор документов, организацию сделки, помощь в регистрации и снятии с регистрационного учета, проверка юридической чистоты квартиры, выявление рисков по сделке, организация передачи объекта по акту приема-сдачи.
Брокерские услуги риэлторов, указано в документе, должны соответствовать требованиям стандарта, законодательным актам, другим нормативным и методическим документам в сфере недвижимости. А также обычаям делового оборота. Оказывать услуги риэлтор обязан на основании договора.
Впрочем, не все АН входят в РГР – следовательно, не все будут соблюдать стандарты, тем более что в погоне за клиентом риэлторы стали менять стиль работы. Сегодня на рынке есть компании, работающие по прейскуранту, предлагающие на выбор несколько наборов услуг.
Количество и качество услуг, безусловно, повлияло на размер комиссии, которая с приходом кризиса сократилась почти в два раза. Сегодня разные агентства по-разному строят взаимоотношения с клиентами. Одни практикуют фиксированные суммы или фиксированные проценты за определенный перечень услуг.
На первичном рынке – свои особенности. АН, как правило, имеют дело только с надежными компаниями и объектами – юридические службы агентств обычно тщательно проверяют деятельность застройщика. Агентство работает как отдел продаж компании-застройщика, по агентскому договору. Комиссию платит застройщик. Причем, отмечают риэлторы, с разными застройщиками отношения строятся по-разному – с кем-то заключен договор на фиксированный процент, с кем-то – на процент от суммы сделки.
Риэлторы уверены, что относятся к покупателям строящихся квартир более внимательно, чем застройщики. В частности, это касается кредитов под залог строящегося жилья.
Главный плюс агентств, работающих с объектами первичного рынка, – широкий выбор вариантов, говорят риэлторы. Понятно, что ни у одного застройщика нет 100-150 объектов, по любому из которых АН готово оформить сделку. Тем не менее, клиенты уверены, что приобрести квартиру у застройщика дешевле.
С тех пор, как в России появился риэлторский бизнес, профессия обрастала – в силу отсутствия правил игры – все новыми обязанностями. С 90-х годов услуги все добавлялись. Но теперь, когда федеральные структуры принялись ломать наработанную схему регистрации, помощь клиентам в получении титула стали оказывать компании-операторы, выбравшие регистрацию своей специализацией. Затем настал черед создания расчетных центров, в том числе при крупных банках. Затем стали обсуждать, не надо ли сделать более значительной и ответственной фигуру нотариуса. «Мы идем к сегментации рынка, и мы к ней придем», – уверен Виноградов.
Наступило время жесткой конкуренции между агентствами. Если раньше фирмы выбивались в лидеры за счет качества услуг, теперь, когда все агентства продают одни и те же объекты, убедить покупателя работать с конкретной компанией может только личное обаяние и качество услуг.
По материалам журнала «Эксперт»

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:




Барнаул
Белокуриха
Бийск
Заринск
Змеиногорск
Камень-на-Оби
Новоалтайск
Рубцовск
Славгород
Яровое
Горный Алтай
Алтайский
Баевский
Бийский
Благовещенский
Бурлинский
Быстроистокский
Волчихинский
Егорьевский
Ельцовский
Завьяловский
Залесовский
Заринский
Змеиногорский
Зональный
Калманский
Каменский
Ключевский
Косихинский
Красногорский
17 июля 2013 в 15:59
17 июля 2013 в 18:51